Чердак

Пыльные залежи впечатлений и воспоминаний

Под редакцией Домового

“Неправильная” масленица

Не следует путать, как это сейчас часто случается, нынешнюю народную Масленицу с языческой Комоедицей. Нынешняя народная Масленица ни в коей мере не является якобы “сдвинутым” во времени языческим праздником Комоедицы — древним священным праздником языческой религии.
Комоедица неразрывно связана с днем весеннего равноденствия – 21 или 22 марта. “Сдвиг” праздника во времени сделал весьма сомнительным толкование нынешней Масленицы на древний языческий лад — как “проводы зимы и встреча весны” — в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов. Более того, Комоедица была не просто праздником, а обрядовым действом, которое необходимо совершать, чтобы жить в ладу с природой. Если не соблюсти все обряды, год мог быть неурожайным.
Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы угостить души умерших предков – навий, непременно являвшихся на празднество в образе сорок и других птиц.
Главным блюдом праздника. конечно, были блины – символы солнечного круга. Первый блин относили в лес, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю, медведюшке-батюшке, духу предков.
Потом все прыгали через костёр, а после девушки обязательно умывались снегом или талой водой из серебряной посуды – для белизны и чистоты лица и здоровья глаз.
Старейшины величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение (узнаёте чешский обычай откупаться от привязи)?
А ещё для славян Комоедица долгое время была и встречей Нового года, так как до XIV века новый год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Поэтому и не скупились славяне в этот праздник на застолье и веселье. И называли масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Праздник Комоедицы был настолько важен, что даже появление христианства не победило его, хоть и пришлось Комоедице сменить имя и время празднования. В результате многовековых церковных запретов любимого народного праздника, затем переиначивания на христианский лад, его древние языческие обычаи и обряды почти забыты и утрачены.
Но славянские народы никогда не забывали свою традиционную Комоедицу и повсеместно продолжали ее праздновать, несмотря на гонения со стороны Церкви и властей. Умные и хитрые священнослужители в конце концов пришли к выводу. что если нельзя справиться с народным движением – его необходимо возглавить. После долгих безуспешных попыток Церкви бороться с народной Комоедицей, она была церковниками переосмыслена, названа «сырной (мясопустной) неделей» (церковной Масленицей) и включена в церковные праздники.
Борьба Церкви и государства с Комоедицей, как с проявлением язычества, не прекращалась до начала XVIII века, когда Петром I Церковь была, практически полностью, подчинена царской власти — патриаршество царем было ликвидировано и взамен введен Святейший Синод, возглавляемый светскими чиновниками, многие церковные богатства изъяты в пользу казны.
В начале XVIII века любитель пиров и праздников Петр I царскими указами наконец-то ввел в России обязательное всеобщее празднование народной Масленицы на традиционный европейский манер — как широкого разгульного и пьяного светского праздника, непременно сопровождавшегося нескончаемыми веселыми игрищами, катаниями с горок, состязаниями с призами
Против властных распоряжений Петра I Церковь была бессильна — ведь во время царствования Петра не редкостью были нещадные порки непослушных священнослужителей. Праздником повсеместно стали заправлять не столько церковники, сколько назначаемый на время Масленицы шутовской “патриарх”, возглавлявший “всешутейший и всепьянейший собор”.
Собственно, с петровского времени и появилась наша нынешняя народная Масленица с организуемыми властями веселыми карнавальными шествиями ряженых, развлечениями, балаганами, шутками, проказами, пьянками и гулянками.
Лишь с принятием христианства традиционная Комоедица стала предварять Великий пост, зависеть от его сроков и называться Масленицей. Впрочем, многие языческие праздники в новой вере обрели лишь новую одежку, но,по сути, остались теми же.
Русский народ считает широкую Масленицу своим национальным праздником, берущим начало где-то в глубине язычества. Однако этот веселый праздник существует много веков не только в России, но и во многих странах Европы.
Самый известный праздник в Западной Европе – знаменитый 10-дневный Венецианский карнавал – является не чем иным, как масленичными гуляниями. Как и положено всем масленичным праздникам, он продолжается до первого дня Великого поста. Более того, у католиков также существует обычай жечь костры, только не в воскресенье, а в так называемую «пепельную среду». В прежние времена в ночь на “пепельную среду” сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн.
Интересно, что и православные крестьяне в некоторых российских губерниях говорили детишкам, что в масленичных кострах «мясо жгут» перед Великим постом. Кстати, известно ли вам, что по-итальянски «carnelevare» значит «убирать мясо» и аналогично русскому «мясопуст», означающему прощание с мясными блюдами. Прощание с масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В этот день мужчины обычно “полоскали зубы”, для чего в изобилии пили водку, «выполаскивая» таким образом изо рта остатки скоромного. В некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли и кипятили горшки и сковородки, очищая посуду от жира и остатков скоромного.
В течение многих веков известны и гуляния ряженых. О карнавалах Венеции и Рима знает весь мир, россияне в вывороченных мехом наружу тулупах и с рогами на голове тоже никого не удивят. Но не менее широко празднуют масленичную неделю и в разных областях Германии. В средние века в этом обряде ещё слышны были отголоски древнего пожелания плодородия, богатого урожая: по улицам везли орудия земледелия – плуги и бороны, причем нередко для смеха в них впрягали незамужних женщин и девушек.
Позже основной задачей карнавального шествия стало символическое изгнание нечистой силы. Над куклой, которая символизировала ведьму-зиму, сначала устраивали шутовской суд, нередко сопровождавшийся пародиями на церковные ритуалы. Потом эту куклу обычно закапывали в навозной куче, были и другие варианты «казни»: расстрел, сожжение или утопление в воде. С этим древним обычаем связано сожжение чучела, несколько лет назад вновь возрождённое в некоторых городах Германии.
В эти праздничные дни уже издавна выпивалось немало горячительных напитков. Традиции обильного застолья сохранились до нашего времени. Для средневековой масленицы были характерны различные соревнования. В самом конце масленицы проводилось аллегорическое состязание: толстый мужчина, олицетворявший собой масленицу, выходил на бой с тощей «постной» старухой. Разумеется, Пост одерживал верх над Масленицей.
Чаще всего европейские ряженые изображали чертей, привидений и ведьм.
Неудивительно, что в XVI веке католическая церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу. При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее.
Любопытный факт: до сих пор в некоторых городах Германии вы не сможете надеть любую маску и пойти в ней на площадь веселиться. Педантичные немцы учредили специальный Совет, который должен сначала её одобрить. Без этого к праздничному шествию могут и не допустить.
Во многих европейских странах сохранились обычаи, связанные с приготовлением ритуальной масленичной пищи. Вы думаете, блины известны только в России? Как бы не так!
В чопорной Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. Под звон «блинного колокола» английские леди в фартуках и косынках наперегонки мчатся с раскалённой сковородкой в руках, на бегу подбрасывая свежеиспечённый блин не менее трёх раз. Та, что добежит первой, получает в награду поцелуй звонаря.
В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. В выпечке блинов участвует вся шотландская семья: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блины. Если выпекать блины согласно этому ритуалу – весь год семья проживёт дружно и в достатке.
Нежные польские панночки на Масленицу пекут не только блины, но и оладьи, пирожки, хворост. Горячей выпечкой угощают неженатых мужчин, подносят чарку водки, но напоследок обязательно вырвут клок волос – «на удачу». Впрочем, не всё коту масленица и для незамужних девушек: в последний день масленичной недели скрипачи в трактирах «продают» их желающим за символическую плату.
В Чехии, наоборот, платить должны девушки. Молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — “клатик”. Поймав девушку, чешские хлопцы привязывают тяжёлый брусок к её шее, и та должна заплатить монетку – иначе не отпустят.
В сербских деревнях тех, кто зазевался, сажают в свиное корыто и катают по улицам, а на крыши домов сажают соломенного дедушку. А в Дании масленичные дни чем-то напоминают день Святого Валентина. В учебных заведениях проводятся театральные представления, концерты. Школьницы передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Мальчик, получивший такое письмо, должен угадать имя девочки, которая его отправила. Угадаешь – на Пасху получишь от неё шоколадку.
Теперешняя Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. С принятием христианства появились новые праздники, но широкая масленица продолжает жить. Ее встречают и провожают с тем же весельем и удалью, что и в языческие времена. Современная Церковь уже не питает прежней враждебности по отношению к масленичным гуляньям И даже православные священники на масленичной неделе с удовольствием уплетают за обе щёки древнеславянское обрядовое кушанье – солнечные блины. щедро поливая их сметаной и запивая вином.
Но, разумеется, только в умеренных количествах и с молитвами во славу Божию.